Внутренняя оценка качества
Внутренняя система оценки качества образования
образовательной организации.
Согласно статье 28 ФЗ «Об образовании в Российской федерации», определяющей «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации» к компетенции образовательной организации относится проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Это означает, что создание и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования — не право образовательной организации, а её обязанность.
Обеспечение качества дошкольного образования и функционирования системы его внутреннего мониторинга — обязательный объект контроля региональных надзорных органов. Это обозначено в законодательных актах Правительства РФ. Но следует отметить, что ни в одном из выше названных документов нет конкретных требований к порядку и содержанию системы внутренней оценки качества образования в образовательном учреждении. Поэтому сегодня каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определять и порядок, и содержание ВСОКО с учетом своей специфики и реализовывать его оно должно своими силами.
Определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования – значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте.
Соответствует – значит, образование качественное.
Соответствует в какой-то степени – значит, образовательное учреждение или система образования на пути к достижению качества.
Как их получить?
Каким образом их можно использовать?
При ответе на первый вопрос важно понять, что данные должны характеризовать.
Базой для создания системы внутренней оценки качества образования в ДОУ является муниципальное задание, рекомендации по проведению самообследования и др.
На основании их определяются показатели мониторинговых исследований и критерии их оценки. Данные, полученные в ходе обследования, помогают принять управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности учреждения.
Формирование перечня показателей ВСОКО осуществляется на основе определенных правил и с учетом особенностей ОУ.
Основной процедурой, дающей возможность собрать наиболее полную и достоверную информацию в максимально короткие сроки, является, как знаете мониторинг. Поэтому мы в своем учреждении разработали положение о внутреннем мониторинге качества образования,
где определили основные направления и объекты внутренней оценки качества образования.
Выбранные нами направления определяют критерии и показатели мониторинга:
¨ качество условий (в соответствии с ФГОС);
¨ качество процесса (профессиональное мастерство педагогов, удовлетворенность родителей как заказчиков образования, уровень эмоционально — психологического благополучия воспитанников, степень социально — психологической адаптации);
¨ качество результата (усвоение воспитанниками образовательной программы, уровень психологической готовности к школе, степень адаптации к обучению в школе, результаты коррекционной работы, участие воспитанников в конкурсах).
Для сбора обработки и накопления информации нами используются разнообразные методы, обеспечивающие её полноту, объективность, точность, своевременность, доступность, непрерывность.
Руководство деятельностью по внутренней оценке качества образования осуществляет заведующий ДОУ в соответствии со своими должностными обязанностями. Мониторинговые исследования осуществляются управленческой мониторинговой группой, назначаемой приказом по учреждению.
Все обозначенные позиции фиксируются в программе внутренней системы оценки качества образования, которая представляет собой документ, определяющий направления ВСОКО, исчерпывающий систематизированный перечень объектов и характеризующих их показателей. В отношении каждого показателя указаны используемые методы и средства сбора первичных данных, периодичность сбора этих данных, их обработки и предоставления результатов указанной обработки и конкретные исполнители.
В дополнение к программе ВСОКО нами разработана циклограмма основных направлений ВСОКО, позволяющая конкретизировать сроки и периодичность проведения мониторинговых процедур.
Основными направлениями оценки качества образования в нашем ДОУ являются оценка профессионального уровня педагогов ДОУ, оценка качества организации воспитательно-образовательного процесса, мониторинг семьи, мониторинг предметно развивающей среды, психолого — педагогическая диагностика усвоения воспитанниками образовательной программы ДОУ, оценка степени удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ и предоставляемыми им услугами.
Отчет о результатах самообследования